|
Надя Хвощинская - гордость Рязани до С. Есенина |
|
Идем дальше по Большой Мещанской (Каляева) улице, к перекрестку с Селезневской (Пожалостина) улицей. До 1917 года Селезневская из города спускалась к лугам. Теперь на перекрестке эта улица, как и Никольская, упирается в бетонную ограду военного завода. На Селезневской улице с 1894 года жил русский художник-гравер, академик И. П. Пожалостин (1837-1909). Старинный дом его в городе (Пожалостина,3 7) разрушен в 1980-х годах. Сохраняется могила его в бывшем некрополе на территории рязанского кремля. Восстановлен загородный мемориальный дом гравера в Солотче.
Почти напротив дома Павловых сохранилось каменное здание Реального училища, открытого в 1905 году на свои средства Н. Н. Малашкиным (из купеческой семьи) на Почтовой улице, а в 1913-1917 годах занимавшего этот дом на улице Селезневской.
Вернемся на Б. Мещанскую и проследуем к перекрестку ее с Сенной улицей и с площадью бывшего Сенного базара (ныне, сквер на пл. Костюшко). На этом перекрестке Б. Мещанская улица переходила в улицу Семинарскую. А та, выводила старую московскую магистраль на пересечение с Соборной улицей и далее - на ул. Астраханскую.
С перекрестка, по Сенной улице, близко видна действующая с губернских времен церковь Бориса и Глеба. Сеннная площадь - бывший когда-то здесь и засыпанный овраг. Следы его видны под колокольней Борисоглебской церкви. На воскресные Сенные базары на этой площади, мужики свозили сено с окрестных деревень, зимними дорогами - до наших 1950-х годов.
Борисо - Глебский собор напротив Сенной площади в том виде, что сейчас, чудом стоит на краю обрыва с 1687 года. А колокольня с проезжей аркой над бывшим оврагом возведена в 1875 году. Первый же, каменный храм стоял здесь, еще с 1152 года.
Большой колокол - 306 пудов, который сейчас слышен, пожертвовал храму рязанский купец И. В. Осьминин в 1852 году. (Борисоглебские колокола хорошо слушать поодаль, будучи на бульваре возле Рязанского кремля).
В церкви три придела. Правый - во имя Божией Матери Корсунской. особенно почитаемой рязанскими женщинами. Левый- во имя мученика Иоанна Нового Белоградского. Над проходом в церковь -придел во имя Иоакима и Анны праведных (родителей Богородицы).
Мощи святителя Василия покоились при храме Бориса и Глеба в 1294-1609 гг.(с 1609г. перенесены архиереем Феодоритом в старый Успенский собор кремля - теперь Христорождественский собор, о чем сообщает мраморная плита на наружной стене его, что к р.Трубежу обращена).
Дом семьи Пироговых с 1898 года стоял близ храма Бориса и Глеба на Трубежной улице (д.9, разрушен). Братья Пироговы, Алексей и Александр (1899-1964) в гимназические годы часто пели в церковном хоре Борисоглебской церкви, послушать их стремились многие почитатели этих необыкновенных басов.
Переходим на перекрестке с Большой Мещанской на бывшую Семинарскую улицу, и вот перед нами огромное старинное двухэтажное здание бывшей Духовной семинарии. Два симметричных крыла и легкая изгородь, подступающие к тротуару, создают своеобразный дворик перед центром здания с фронтоном. Над входом - легкий зонт-портик. Под фронтонов крупной вязью было выведено «ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ»
Каменное здание Духовной семинарии (ныне Десантное училище) возведено в 1816 году, по проекту Петербургского архитектора А. А. Михайлова. В 1753-1812 гг. размещалась она здесь на Семинарской улице в нескольких деревянных зданиях. Образована из «Епаршеской семинарии», а та взяла начало с 1722 г. от «цифирной» и латинской школы, с указа об этом Петра I.
До 1832 г. в новом каменном здании размещались Духовная семинария, Духовное училище и Приходская школа. Количество учеников достигало 1289 человек. В 1832 г .- Духовное училище отселили в здание на Соборной ул. (теперь, школа №2 ) .
Учились в Духовной семинарии, в основном, дети духовного сословия. Окончив Приходскую школу, Духовное училище и Семинарию (2+6+6 лет) становились священниками церковных приходов Рязанской губернии, неся в народ духовное начало.
Однако, рязанская Духовная семинария давала выпускникам прекрасное по тем временам образование по точным и гуманитарным наукам. Вплоть, до знания шести языков, философии, архитектуры, живописи и музыки.
Особо одаренных, семинария направляла в С. Петербургскую Учительскую семинарию, в Медицинскую академию и др. для продолжения учебы.
Лучшие же, за счет семинарии посылались в Московскую академию и Троицкую - Лаврскую семинарию для подготовки преподавательских кадров Рязани. Став докторами наук, профессорами, они преподавали в лучших рязанских гимназиях.
Другие, преуспев в науках, становились известными всей России и миру. Академик, физиолог, нобелевский лауреат И. П. Павлов, Профессора хирургии А. И. Лебедев и А. А. Полотебнов. Доктор, профессор истории П. А.Некрасов и другие.
В 1914-1917 годах, в здании Рязанской духовной семинарий размещался 46-й сводный военный лазарет. Восьмого декабря 1914 года, в двенадцатом часу пополудни, раненых русских воинов посетил здесь Государь Император Николай II.
К 1917 году в усадьбе Духовной семинарии располагались шесть каменных зданий и несколько деревянных, классный и спально - пансионный корпуса, баня, своя электростанция. Машинное отделение для центрального отопления и паровой прачечной. Хлебопекарня, кладовые, погреба, больница, служительские казармы и прочее. Работал телефон. На территории усадьбы была аллея для прогулок учащихся и три плодовых сада.
Далее по улице, рядом с Духовной семинарией, до 1917 года стояла одноглавая Владимирская (Семинарская) церковь и вплотную к ней - колокольня. Главный престол в храме - в честь иконы Владимирской Божией Матери. Икона эта находилась в Рязани в 1175-1176 гг., а теперь самая почитаемая находится в Москве.
Возведен каменный Владимирский храм был в 1693 г., а колокольня - в 1753 г. В церкви было еще три придела. Левый- во имя св. Василия, епископа Рязанского. Правый- во имя Трех Вселенских Святителей, Образ св. великомученика Романа Ольговича, князя Рязанского (сконч.в 1270г) написан был рязанским живописцем Н. В. Шумовым в 1859 году и первоначально поставлен в иконостас этого придела.
В 1916г. устроен был последний придел, специально в честь св. князя Романа Рязанского и преподобного Серафима.
Известный всей Рязанской губернии и России живописец Николай Васильевич Шумов (1827-1905), выходец из Солотчи. Учился в Петербургской Академии художеств в 1850-1853 годах. В Рязань вернулся в 1857 году, поселился с семьей в деревянном доме на Семинарской улице, напротив Владимирской церкви и открыл в доме иконописную мастерскую.
Художник Шумов, жил и работал при четырех русских Монархах: Николае I, Александре II, Александре III и Николае II; портреты их он писал по заказам разных организаций. Писал св. святителя Василия Рязанского и знаменитую - «в рост» - «Шумовскую икону» св. князя-великомученика Олега Рязанского, которую ежегодно 19 июлях 1859 по 1917 гг., выносили из Успенского кафедрального собора и носили в крестных ходах, совершая молебны.
Шумов изготовил и установил великолепный многоярусный резной иконостас в Христорождественском соборе и снизу доверху роскошно расписал его стены изнутри. Чудный новый иконостас сработал и установил во Владимирской церкви, и также своею рукою сделал все росписи на стенах и потолочных сводах. Писал иконы для всех церквей Рязани и 1.300 церковных храмов всей Рязанской епархии, для Московской, Петербургской, Воронежской, Харьковской, Олонецкой, Черноморской. Для Сибири, Средней Азии. Польши. Даже, для св. земли Афона и св. града Иерусалима... написал иконы.
Главки древней Владимирской церкви хорошо смотрелись с перекрестка Соборной улицы перед зданием Духовной семинарию. Но услышать звоны и полюбоваться этой церковью мы уже не сможем. Церковь полностью разрушена в 1930-е годы.
Рядом с бывшей Владимирской церковью, в сиротливом одиночестве, на Семинарской улице сохранился старинный одноэтажный деревянный дом (Каляева 10) известной в России до 1917 г. и в заграничной Европе талантливой и плодовитой рязанской писательницы-романистки Надежды Дмитриевны Хвощинской (1825-1889 гг., по мужу - Заиончковскои). Большую часть литературных произведений издала она под псевдонимом «В. Крестовский».
В Рязани знали также жившую в доме сестру Надежды - Софью Дмитриевну Хвощинскую (1828-1865 гг.) - поэтессу и художницу-портретистку.
Деревянный дом рядом с Духовной семинарией куплен для бедствовавшей семьи Хвощинских в 1854 г. московским дядюшкой А. П. Хвощинским.
Надежда Хвощинская сначала писала стихи. но известность приобрела своими рассказами, очерками, драмами, повестями, романами. Переводами произведений французских и итальянских авторов и своих на эти языки.
Множество прекрасных произведений создано ею за более чем 40-лстний литературный век. Впечатляет перечень издательств, охотно печатавших их все эти годы.
Первые известные публикации начались с 1847 года. О них восхищенно писал Н. А. Некрасов в «Современнике»: «...Не многие таланты с первого шага попали на свою настоящую дорогу... Ей дано все нужное, чтобы писать прозой...» В повестях, романах, показана и рязанская жизнь.
Ее печатали журнал «Иллюстрация», «Литературная газета», сборник «Пантеон», иностранное издательство «Ибид», «Отечественные записки», Альманах - 1852, «Москвитянин», «Библиотека для чтения», «С. Петербургские ведомости», «Русский вестник», «Голос», «Вестник Европы», «Русские Ведомости», «Дело», «Изящная литература», «Русская мысль», «Северные вести», «Живописный обзор.» Это 16 романов, 12 повестей, многочисленные рассказы, переводы, стихи, пьесы.
Отдельным изданием в 1859-1866 гг. под псевдонимом В. Крестовский издатель А. А. Краевский выпустил в Петербурге полное собрание сочинений Н. Д. Хвощинской в восьми томах, написанных к тому времени. Но она писала еще 20 лет. Последняя публикация в «Русских Ведомостях» была в 1889 году.
Хорошо бы начать печатать в Рязани кое-что из произведений забытой родным городом знаменитой землячки. Может, из сочинений 1866-1889 гг.
В доме на Семинарской (Каляева) улице, под крестами Владимирской церкви, прожила Надя, почти всю жизнь, с 1854 по 1881 годы, отлучаясь ненадолго по издательским делам в Петербург. На плату за свои сочинения кормила себя, старую мать (урожд. Ю. К. Дробышеву-Рубец) и двух младших сестер - Софью и Прасковью.
В 1881 г. уехала в Петербург, надеялась больше заработать. Простудилась, заболела чахоткой и в 1889 году там же скончалась.
В доме Хвощинских на Семинарской улице любила собираться рязанская молодежь, гимназисты. Читали, спорили. До отъезда Надежды это был своеобразный литературный центр Рязани. Бывал здесь в 1858-1860 гг.и 1867-1868 гг, в бытность вице-губернатором, затем управляющим казенною палатой Рязани, друживший с Надеждой Хвощинской М.Е.Салтыков-Щедрин.
До 1917 года в Рязанском историческом музее хранились личные вещи Надежды Хвощинской: столик, рисунки, черновики рассказов и ее портрет работы известного художника-гравера Ивана Пожалостина.
Софья Хвощинская - родная сестра - писала под псевдонимом «Ив. Весеньев». Печатала в 1860-х стихи, рассказы, очерки. Рассказ «Сельцо Ласково» опубликовал журнал «Отечественные записки» ( №5 ,1859г).
Софья хорошо писала портреты и картины. В историческом музее до 1917 года хранилась ее картина «Исповедь умирающего». Скончалась она в 1865 году. Могила ее сохранилась до наших дней в бывшем некрополе Спасского монастыря, на территории Рязанского кремля. В том месте, где покоится прах И. П. Пожалостина и Я. П. Полонского.
После дома Хвощинских, на четной стороне Семинарской улицы до перекрестка с Соборной улицей уцелело одно двухэтажное каменное здание со старинными полукруглыми сводами окон. Это бывший пансион для воспитанников Духовной семинарии. Ныне - средняя школа №6.
Далее до 1980-х годов стояли два деревянных одноэтажных дома. В одном, с кирпичной передней стеной на улицу, размещалась до 1917 года кондитерская. В другом угловом, одной стороной выходившем на Соборную улицу, жил и практиковал на дому зубной врач Гинсберг. Оба деревянных дома снесены, когда в 1980 - х расчищали сторону Соборной улицы под новый обком рязанские коммунисты.
Наша «губернская» прогулка по Большой Мещанской - Семинарской (Каляева) улице, то есть по пути старого московского въезда, имевшего значение до 1864 года, близится к завершению.
Несколько слов о сохранившихся старых зданиях по нечетной стороне, против Духовной семинарии и дома Хвощинских.
Напротив здания Духовной семинарии (Десант. училище) сохранилось тёмнокрасного кирпича двухэтажное здание бывшего
до 1917 года, женского Коммерческого училища. Центральный фасад украшен фигурным фронтоном и выдается к ступеням открытого парадного крыльца. Над входом кирпичом выложено ,«1913».
Выстроено здание к 1910 году, на средства Е. Н. Малашкиной, дочери известного в Рязани издателя первой «регулярной» газеты «Рязанский справочный листок» Н. Д. Малашкина. Здесь рязанские девочки из купеческих, мещанских и других семей обучались общеобразовательным и специальным наукам.
В 1913 г., в связи с 300-летием Дома Романовых и училище стали называть «Романовским», но 1917 год прервал существование женского училища. Ныне здание принадлежит Рязанскому педуниверситету. Оба этажа внутри идентичны, вход-холл и учебные классы по сторонам. В 1915 г., в здании размещался городской художественный музей им. И. П. Пожалостина.
Следующий, трехэтажный каменный дом по Семинарской ул. (Каляева, 15) выстроен в начале 1900-х годов, и размещалось в нем, до 1917г., Губернское полицейской управление. В капитально перестроенном здании с добавленным третьим этажом сейчас располагается гостиница «Приокская».
Далее, по нечетной стороне улицы, до 1917 года (как сейчас) высилась квадратная каланча «Московского пожарного двора», с которой наблюдали за северной стороной города. Внизу размещались пожарный сарай для конных повозок с бочками, конюшня и казарма. Ныне постройки пожарной части здесь соответствуют времени. А новая каланча - скорее символ.
Вслед за пожарной каланчой сохранился деревянный частный Домик тех лет. Где-то здесь в подобном жил художник Н. В. Шумов. За ним, далее - каменное двухэтажное здание (Каляева 5) интересное внутри. От входа - роскошный колонный зал, со старинными лепными украшениями стен. В конце нижнего зала -Двухсторонние лестничные марши со старинными красивыми перилами наверх, в еще более чудесный зал верхнего этажа. Великолепные залы этого здания, должно быть, служили хозяевам особняка на Семинарской для балов. Сегодня в залах размещается Магазин.
И вот мы подошли к последнему, угловому каменному зданию (Каляева 1) бывшего, до 1917 года, «Мехового магазина», на перекрестке Семинарской и Соборной улиц. Третий этаж надстроил архитектор Гнетков в 1937 году, а здание возведено в 1800-х годах. Ныне используется под магазин и закусочные.
По историческим - Семинарской и Большой Мещанской (обе - Каляева) проезжали русские Государи: в 1819-1820 гг. - Император Александр I. В 1832 и 1836 гг. - Император Николай I. А в 1837 г. - Цесаревич Александр, будущий (с 1856 г.) Император Александр II Освободитель. Любимец народа и мученик за него.
Теперь мы представляем, как ездили с Московского тракта к центру города до 1864 года перед появлением железной дороги на московской окраине Рязани. Пришло время ознакомиться с интересными примечательностями и нового проезда к центру Рязани. По улице Ново-Александровской слободы, далее - по Московской улице (обе - Первомайский проспект), получившемся после 1864 года.
|
|