Владимирская Астраханская Московские Соборная

Александро-Невская церковь

Как въезжали в Рязань с Московской стороны

 

Рязань, издревле расположившейся на торговом пути бывшего Московско-Астраханского гужевою тракта, в 1782-1864 годы дважды пришлось перенести городской въезд с Московской дороги, а потому выстроить новые «московские» улицы. Так случилоеь. что окончательное направление и обустройство теперешней Московской улицы-въезда, то есть Первомайского проспекта, произошло после 1891 года. Задумывался ли кто, отчего там, где ныне ул.Каляева упирается в товарный двор станции Рязань-1, в этом тупике на задворках города предки наши выстроили прекрасные до сего времени каменные здания с классическими колоннами? Редутный дом - в 1785 году. Просторное здание Губернской земской больницы - в 1816 году. Угловое здание «Дома трудолюбия» - в 1822 году (ул. Каляева/Каширина). А вдоль вымощенной гранитным привозным булыжником «Каляева» улицы, до 1917 года стояли радуя глаз и слух, и проводили службы почитаемые в Рязани Николовысоковская, Борисо-Глебовская и Владимирская церкви. Огромное каменное здание Духовной семинарии выстроено в 1816 году (ныне десантное училище). По всей престижной улице - двухэтажные особняки горожан. А дело в том, что с незапамятных времен въезд-дорога в Рязань с Большого Московского тракта шла высоким берегом Окской поймы, как раз трассою нынешней ул.Каляева, до 1917 года состоявшей из Большой Мещанской и Семинарской улиц. И вот, где ул.Каляева сейчас упирается в станционный двор - до 1864 года -склон длинного оврага к луговой пойме р.Оки служил границей города. Отсюда начиналась Большая Мещанская улица и была устроена Ямская застава. Сюда же, в неглубокое устье оврага, спускалась Московская гужевая дорога с противоположного склона. Близко от заставы, сторону лугов жил какой-то мужик - отшельник Бутырка. В другую сторону от дороги и лугов, откуда выходил Овраг - к склону его и к начинавшейся Большой Мещанской улице примыкал обширный пустырь - Артиллерийский плац. С заставы же, версты две не доезжая ее, на Московской гужевой дороге хорошо видны были церковные главки Троицкою мужского монастыря, а до него, по сторонам дороги - усадьбы крестьян Троицкой слободы, продолжавшей город. Таков был самый старый въезд в Рязань с московской стороны. Близкие крутые склоны к окским заливным лугам и речке Трубежу, вдоль одной стороны Большой Мещанской (Каляева) улицы, изначально ограничивали рост города в северную сторону. Однако, в Архитектурном Плане развития Рязани, высочайше утвержденном Императрицей Екатериной II в 1782 году новая «Московская улица» обозначена была главной в северо-западной части города. Шла параллельно Большой Мещанской и на квартал южнее ее, по тогдашним рощам и пустырям. Рязанские купцы-предприниматели стали первопроходцами новой Московской улицы, так официально и названной. Первоначально возвели каменные торговые ряды на Хлебной (позже-Новобазарной, а после 1917 года - им.Ленина) площади. Двинулись дальше, застраивая одно-двухэтажными зданиями прямоугольные кварталы улицы. К 1830-м годам Московская улица достроена была до известного нам пограничного оврага, возле Артиллерийского плаца. Ямская застава - два каменных столба-обелиска торжественного въезда, шлагбаум, почтовые конюшни, кузницы и постоялый двор, вновь устроены были на Московской улице (где ныне, госпиталь и Дом художника). Старый въезд на Большую Мещанскую и новый, на Московскую улицу, соединили короткой Конюшенной (Каширина) улицей, по стороне Артиллерийского плаца (на нем ныне Училище связи). Через неширокий, возле въезда на Московскую улицу, Овраг устроен был мост, а от него - Малое шоссе, наискосок соединило новый въезд в город со старым гужевым Московским фактом около видневшегося и отсюда Троицкою монастыря. Так, что возницы, едущие в город, миновав деревянный «Соколиный» мосток по-над речкой Павловкой (см. далее), перед впадением ее в р. Трубеж и объехав левой стороною каменные строения древнего мужского монастыря - решали, к какому городскому въезду сподручнее податься; на Большую Мещанскую или Московскую улицы? Продолжилось так до 1864 года, пока российский железнодорожный бум не вторгся от Первопрестольной в пределы Рязанской губернии, а граница ее проходила в десяти верстах южнее города Коломны. Тогда частное акционерное «Общество Московско - Рязанской железной дороги» вело строительство дороги на Рязань. Направление, «Ея переправы чрез р.Оку, близ Коломны, до 181 версты у г. Рязани, в 23 день мая 1863 года Государь Император Александр II Высочайше утвердить соизволил...». - извещало рязанского губернатора, Главное управление путей сообщения «номером 259» от 8 июня 1863 года из Санкт-Петербурга. Окрестностей Рязани строители достигли летом 1864 года. В августе железнодорожный въезд в город устроен был как раз по трассе гужевой Московской дороги. Кроме того, железной дорогою под товарную станцию и пассажирский вокзал отчуждены были обширные земельные угодья бывших крестьянских усадеб, расположенных вдоль пути. А по существу - вся пригородная Троицкая слобода, вплоть до старой Ямской заставы на Большой Мещанской улице. Так, железнодорожная станция «Рязань - Товарная» в 1864 году, неожиданно для рязанцев, навсегда перекрыла самый древний гужевой въезд в город и образовался в начале Большой Мещанской улицы тупик с красивыми старинными зданиями. Но и Малое шоссе, от гужевого въезда с Московской улицы, тоже выводило теперь к тем же рельсам возле Троицкого монастыря! Пришлось срочно проектировать и устраивать новый гужевой въезд на Московскую улицу. Вот тогда Московское шоссе провели по другую сторону от стен Троицкого монастыря, метрах в 150 южнее прежней гужевой Московской дороги, занятой перед Рязанью железнодорожным полотном. (На новое Московское шоссе выводит теперь Первомайский проспект возле ст. Рязань-2). Крестьяне бывшей Троицкой слободы, занятой товарной станцией и вокзалом, переселены были на земли вдоль новоустроенной гужевой дороги ко въезду в город. Образовалась новая улица от Троицкого монастыря до Ямской заставы на Московской улице. Официально, назвали ее «Ново-Александровской слободой», в честь почитаемого в Рязани Государя Александра II, хотя некоторые местные жители называли слободу но старинке - Троицкой. Она стала составной частью города и быстро росла. С началом регулярного движения поездов в 1864 году отпала надобность в почтовых ямщиках и четырех промежуточных почтовых станциях по гужевому Московскому тракту в пределах Рязанской губернии. Московская застава в Рязани потеряла свое значение. По сохранившемуся частично Малому шоссе от нее стали ездить извозчики на вокзал (как и сейчас, транспорт от моста на Первомайском пр.). Улицу назвали Вокзальной. В 1866 году железная дорога от Рязани получила свое продолжение в южном направлении, до г. Козлова (Мичуринска). Из-за этого над улицей Ново - Александровской слободы (т.е. над Первомайским проспектом, около ст. Рязань-2) пришлось устроить железнодорожный мост-путепровод, а проезд под ним углубить. Да, что-то не додумали тогда. Более 130 лет уже бывают под мостом «ливневые потопы», особенно, когда кругом положили асфальт. Железнодорожные «страдания» Рязани продолжились в 1891 году, после принятого Государем Императором Александром III, судьбоносного для России решения о строительстве стратегической Великой Сибирской железнодорожной магистрали через Урал до Владивостока. Часть трансконтинетальной магистрали, от Петербурга и Москвы к Уральским горам, спроектирована была через Рязань. Поэтому в 1891 году стараниями известного в России государственного деятеля С. Ю. Витте и с радостью курируемое Цесаревичем Николаем, через три года ставшим Государем Николаем П. ве¬ликое строительство началось. От товарной станции Рязань-1 и вокзала, возле бывшей Ямской заставы па Большой Мещанской (Каляева) улице, но дну известного нам Оврага (возле госпиталя) в сторону Скорбященского кладбища (действует с 1784 г.) положили первые рельсы Рязанско-Уральской железной дороги. Направление было на восток, к г. Сызрани и намеченному для форсирования Уфимско - Челябинскому перевалу через Уральский хребет. Именно, через станцию Рязань-1 шли эшелоны с войсками и вооружением на войну с японцами в 1904-1905 годах. Эшелоны ранеными - обратно. Переброшено было до 1 млн. русских воинов. И Дальний Восток спасен. Немыслимая дотоле, 10000-верстной длины железнодорожная магистраль через Рязань окончательно соединила Балтийское море с Японским сквозным путем в 1905 году. Пораженная техническим достижением русских, Западная Европа посылала через наш город в загадочные Сибирь и Китай (по КВЖД) фешенебельные, легендарные теперь «Восточные экспрессы». Лишь в 1906 году от Москвы открыт был второй, северный путь на Дальний Восток, через (Ярославль, по Уральскому перевалу) Пермь - Екатеринбург (в Омске оба пути на Восток вновь сходятся). В Рязани, в 1890-е годы устроена была и вторая большая товарная станция - Рязань-2, специально для южного направления. Но пассажиров, до 1917 года обслуживал один громадный каменный первоклассный вокзал, выстроенный на рубеже 1900-х годов Московско-Казанской железной дорогою, хотя называли его «Уральским вокзалом», так как его использовала Рязано - Уральская железная дорога. А между железнодорожными въездами в Рязань - с Москвы, Урала и Юга существовала «треугольная» рельсовая рокада, и поезд с любой стороны можно было подать к вокзалу, как и отправить с него. Железная дорога, многим рязаннам, особенно жившим в Ново – Александровской слободе, дала хорошо оплачиваемую работу, до 600 и более рублей в год, с последующей пенсией (на нес, ежемесячно отчисляли 6% из заработка). Для сравнения - жалованье учителя в начале 1900-х годов составляло - 350 рублей в год. Все работники железной дороги получали 2 комплекта спецодежды в год. С 1864 года, в с. Борки работали заводы: Шпалопропиточный, Стрелочного железнодорожного оборудования и Лесопильный. «Окской ветвью» широкой колеи в 5,5 верст, заводы эти были соединены с Окско - Борковским затоном и товарной станцией Рязань- 1. Велась грузоперевалка с судов. При товарной станции был вагоноремонтный цех, своя больница, школа для мальчиков и девочек рабочих и служащих железной дороги. Другая «Окская ветвь» в 3,5 верст в 1895 году соединила товарную станцию Рязань-1 со станцией Рязань- Пристань, левее впадения р. Трубеж в р. Оку, когда начала действовать первая узкая железнодорожная колея за Окой «Ока – Ласково - Пенкино». Общий грузооборот станции Рязань - Товарная (Рязань-1) в 1911 году составил 6 855 000 пудов. Рязань - Пассажирская (Вокзал) отправила 79 000 пассажиров, при населении города 36 000 человек. Вместе с железной дорогой к 1864 году Рязань получила проволочный телеграф. Вначале он использовался для организации движения поездов. Затем стал коммерческим средством связи, обслуживал население Рязани. Сносил руководство губернии со столицей - С. Петербургом. Итак, мы узнали вкратце о судьбе непосредственно «московских вьездов» в губернскую Рязань. Пройдем теперь к центру города тех лет. От Троицкого монастыря (который восстанавливается против магазина «Барс») и бывших Ямских застав - по прежним московским улицам. Сначала по Большой Мещанской и Семинарской (Каляева). Затем, по Московской (Первомайскому проспекту) улицам. Посмотрим, что осталось от губернской старины.

Hosted by uCoz