Владимирская Астраханская Московские Соборная

Дом Петра лебедева

Дороги жизни к Владимирской улице

 

Нужна ли была Владимирская (Свободы) улица, эти «северные ворота» Рязани, не подойди к ним гужевая Владимирская дорога из – за р. Оки? Оказывается, Большой Владимирский тракт из Мещеры и Владимирскую улицу, в которую гужевая дорога переходила возле окраинной церкви Благовещения, рязанцы не представляли одно без другого. Единение это в прямом смысле несло в город тепло и жизнь. Внешне выражалось неустанным движением мимо белых стен пограничной с лугами церкви - разномастных лошадей, извозных саней, возов, телег. Пешеходов с узлами, корзинами, мешками . Замирало движение ненадолго, лишь, когда к храму Благовещения подступали весенние разливы реки Оки. Пик извозных сезонов приходился на зимы, когда другие крестьянские дела давно сделаны. Тогда скрипели по накатанному снегу и вползали во Владимирскую улицу нескончаемые обозы. Грузовым извозом только из сел Солотча, Поляны, Дубровичи и Шумошь, по данным полиции (1893т.), занимались 950 крестьян, имевших 2113 лошадей в постоянной работе. Плату брали 0,5 копейки с пуда и версты. Подряжались возить в Рязань поленные березовые дрова для топки тысяч городских печей. Бревна строевого леса для возведения домов. Новые телеги, сани, бочки-кадки и другие «лесные изделия». Камень касимовских карьеров, доставленный в навигацию баржами - гусянами к Окской пристани для фундаментов и мостовых.. Колотый лед с реки - для погребов и городских холодильников. Изделия 15-ти «паровых» фабрик и до 50-ти других производств Рязанского, Касимовского.,Егорьевского уездов и г.Владимира. Возы сена тянулись затемно из-за Оки ко въезду Владимирской улицы и, въехав, направлялись на Сенную площадь к церкви Бориса и Глеба(1686г.), оставляя на мостовых рыжие клоки душистой травы. До 1950-х годов собирались на площади перед церковью (ныне сквер пл.Костюшко) сенные базары. Многие в городе держали коров. Из южных плодородных уездов, через город и из самой Рязани с Владимирской улицы отправлялись на север продовольственные обозы, где главными были ржаная мука, крупа, соль. Своего хлеба жителям лесных песчаных земель хватало на 4-5 месяцев, до середины зимы. Везли промышленные товары, сырье фабрикам. С Владимирской улицы зимние обозы непрерывно курсировали в трех направлениях. «Длинными концами»: Рязань - Солотча -Кельцы - Криуша - Кобылинка - Ершово - Спас Клепики - Палицы - Гусь Мальцева (Хрустальный), стекольные заводы Владимирской губернии и грузились - обратной дорогою. Часть «длинных обозов», минуя Спас-Клепики, направлялась на Туголицы - Дмитрий Салынский - Фрол, в Егорьевский уезд (бывш.Ряз. губ.) и обратно. «Короткими концами» считались поездки Рязань - Борисково -Избушки - Бусаево - Тума, в Касимовский уезд и обратно. Большое село Спас-Клепики было главным торговым центром этого края губернии, где устраивались базары, имелась торговая площадь и лавки. Во вес направления по Владимирскому тракту ежегодно перемещалось до 16 миллионов пудов (977 тыс.тонн) грузов и до 80 тысяч рязанских крестьян. В пределах Рязанской губернии Большой Владимирский тракт имел протяжение 114 верст и четыре промежуточные почтовые станции (где почтовые ямщики меняли лошадей), до границы с Владимирской губернией. Большей частью Владимирская дорога шла казенными сосновыми борами и березовыми лесами со множеством озер и болот и выходила на Окскую пристань, против впадения в р.Оку речки Трубежа. В 1894 году в привычной жизни Владимирской улицы произошли неожиданные изменения. Значительно возрос поток грузов, а потом и пешеходов из-за р.Оки. Оказалось, с санкции Рязанского губернатора Н. С. Брянчанииова в 1893-1894 гг. от р.Оки, вдоль Владимирскою тракта и по нему уложена была и действовала первая в Рязанской Мещере временная узкоколейная железная дорога: р.Ока - Поляны - Солотча - Ласково - Пенкино (лесная сторожка) длиною 39 верст. Рассчитанная на 3 года эксплуатации, предназначалась для ускоренного вывоза и продажи лесных материалов с горевших в 1890-м году казенных лесных дач. Доказав эффективность в Мещере, новый «железный тракт» заботами рязанского губернатора устроен был постоянным от р.Оки параллельно древней Владимирской гужевой дороге. Проект Рязанско - Тумской железной дороги высочайше утвержден Государем Николаем II в феврале 1897 года. В том же 1897-м нанятые окрест крестьяне довели «чугунку» до Спас - Клепиков, 68 верст. В 1898-м году - до с. Тума, 87 верст. Такая же узкоколейная ветка строилась и от г. Владимира в сторону Рязани, согласно высочайше утвержденному в июне 1899 года проекту Рязанско - Владимирской железной дороги. Встретились 2 колеи лишь через 10 лет, в 1908 году в селе Гусь Мальцева (Хрустальный), до июня 1906г. не было финансирования. В 1909 году между г. Владимиром и Рязанью открылось сквозное грузовое и пассажирское движение. Расстояние между городами 199 верст поезд покрывал за 15 часов в любую погоду. В то время, как конный обоз двигался 6-10 дней в одну сторону, в зависимости от погоды. Плата за провоз груза поездом составляла не более 8 копеек с пуда за 100 верст пути, с пассажира - 2,5 копейки за версту. Извозчик, прежде, брал за пуд груза от г. Владимира до Рязани -1 рубль. Поезду платили - 36 копеек. Выгода была очевидная. Для Рязани получился и выход на Московско - Нижегородскую железную дорогу, проходившую через г. Владимир. Большой конный извоз по Владимирскому тракту, работавший на пределе лошадиных возможностей и подверженный капризам погоды, после 1909 года монополию потерял. Извозчики довольствовались теперь местными перевозками и от железнодорожных станций в Рязань, на Владимирскую улицу. Подрядчик, акционерное «Московское общество для устройства и эксплуатации подъездных железных путей в России», вложило в новую «дорогу жизни» более 2,5 миллионов рублей. Акционеры надеялись окупить затраты и получать прибыль после 1920-х годов, но пришел 1917-й. Национализированная большевиками Рязанско - Вдадимирская узкоколейка передана была в ведение Нижегородской железной дороги, к которой наша узкая колея подходила вплотную. В 1960-е годы дистанция г. Владимир - Тума «перешита» 6ыла на широкую колею. После 1972 года, когда выстроен был высоководный мост через р.Оку, участок узкой колеи Ласково -Солотча - Шумошь - Рязань Пристань, потерял всякое экономическое значение как для Нижегородской железной дороги, так и для мой Рязани. Оказался бесхозным и современные «злоумышленники» растаскивали рельсы. Станция Рязань Пристань разрушена, еще в 1968 году. Большая грузовая автотрасса снова взяла верх в перевозках между г. Владимиром и Рязанью. Однако, вернемся к старой Рязани.

Hosted by uCoz