Владимирская Астраханская Московские Соборная

Въезд на Астраханскую улицу с пл.Ямской заставы


Улица четырёх монархов

 


Административно Рязань делилась на Московскую и Астраханскую части. Границей служила р. Лыбедь, берущая начало под с. Голенчино, разделяющая город надвое и впадающая в р. Трубеж, севернее Рязанского кремля. Потому, большая половина Астраханской улицы, пересекая еще два оврага, находилась в Астраханской же части города, меньшая - принадлежала Московской. Над речкой Лыбедью устроен был крепкий каменный свод моста, с бревенчатыми распорками соединивший Московскую и Астраханскую части улицы. Мост продержался таковым до наших 1960-х годов, переделан был на современный. В начале 1900-х годов Астраханская улица имела протяжение в одну версту (1.06 км) от перекрестка с Соборной улицей в северо-западной стороне Рязани, до пересечения с Ряжской улицей (Есенина, с 1965г.) на юго-восточной окраине города. Длинная Ряжская окаймляла всю южную сторону Рязани и была официальной границей этой стороны города. Перекресток Астраханской и Ряжской улиц имел вид обширной площади, которая именовалась - Новоямская застава вначале, позже - просто Ямская застава, (пл. Театральная с 1960-х годов). Отсюда начиналась дорога Большого Астраханского тракта на Юг России. В пределах Рязанской губернии - 169 верст, через г. Ряжск до Тамбовской губернии - по тракту располагались шесть промежуточных почтовых станций, где меняли лошадей. Рязанские почтовые ямщики со здешнего постоялого двора отправлялись до первой станции и возвращались обратно. На Ямской заставе три раза в неделю происходили базары. Сюда съезжались телеги, сани крестьян окрестных деревень: Песочная, Кальное, Дядьково, Шереметьево, Никуличи и более дальних. Два высоких каменных столба-обелиска перед Астраханской улицей торжественно обозначали въезд в город. От обелисков начиналась нумерация домов на Астраханской. Чётная - правой стороны. Нечётная - левой. Исторические пограничные столбы простояли до конца 1940 - х годов. Астраханская улица полностью вымощена была привозным гранитным булыжником розового, серого и синего окраса. Имела выпуклый профиль для стока воды на стороны. Летом для колес пролеток была тряской, но прелестна для быстрых саней зимой. Мощеные также тротуары отделялись от проезжей части чередою невысоких столбиков, где чугунных, где каменных, где крашенных деревянных. Чтобы лихие извозчики знали свое место на мостовой и не занесло сани на прохожего. Когда же наметало снегу, дворники служившие у владельцев особняков на Астраханской сгребали его с мостовой и тротуаров к охранным столбушкам и те скрывались под длинными снежными валиками-оградами на сторонах улицы до весны. На перекрестках несли службу и следили за порядком полицейские чины - городовые. К торговым лавкам сновали всевозможные повозки. Чиновники "при деньгах" нанимали извозчиков и подъезжали к учреждениям каждый день. Когда Рязань имела счастье принимать российских Государей с инспекциями военных, гражданских и учебных заведений - августейшие экипажи четырех Монархов, попирали колесами мостовую древней Астраханской улицы. Император Александр I проезжал по Астраханской в 1819г. (30 мая), в 1820г. (20 июля) и в 1824 году. Император Николай I в 1832г. (19 сентября) и в1836г. (12 сентября). Цесаревич Александр, будущий Император Александр II Освободитель проехать изволил в 1837 году (16 августа). Приезды Государя Императора Николая II в Рязань, пришлись на военные лихолетия, войны с японцами в 1904г. (8 мая) и с немцами в 1914г. (8 декабря). Последний приезд Государя Николая II в начале зимы 1914-го помнила жительница Рязани, (скончалась в октябре 1999) Наталья Михайловна Смирнова, дочь рязанского учителя словесности М. А. Смирнова. Дедушка пятилетней тогда Наташи (В. Г. Озеров, страховой агент Спасского банка) был как раз в Рязани. Узнал о прибытии Государя, вдруг говорит: - Наталья, идем Царя встречать! Наташа обрадовалась. Быстро собрались. Oт Левицкой улицы (Радищева), где Смирновы снимали квартиру, до Астраханской, по которой должен был проследовать Государь, всего пять минут ходьбы. Пришли в 11 утра, протиснулись сквозь толпу, запрудившую тротуар и встали с дедом на верхнюю ступень высокого крыльца 1-й Мужской гимназии. Старые липы у входа гимназии давно сбросили листву и голые ветви их не мешали видеть улицу. Возле крыльца и по сторонам Астраханской улицы стояли и двигались массы людей. От проезжей части их отделяли "шпалеры нижних чинов и гимназистов" - редкой цепью стоявших вдоль тротуаров. Снега почти не было. Легкий морозец румянил щеки гимназистов, ежившихся в своих шинельках. Ждали долго. Озябшая Наташа подумала уж, что Царь не приедет, как вдруг народ встрепенулся. "Едет! Едет!.." - послышались возбужденные голоса. Дед вскинул Наташу на плечи, и она стала выше всех. По Лыбедскому мосту уже ехали открытые легковые машины и приближались. По бокам их трусили рысцою конные жандармы. Дробный цокот копыт нарастал. Машина с откинутым парусиновым верхом поравнялась с крыльцом гимназии... - Смотри, Наташа, вон он - Царь! - говорил дед. - Который? Кто из них Царь? - переспрашивала девочка. В проезжавшей машине-ландо сидели трое. Впереди за рулем склонилась фигура водителя. На заднем сидении - двое в военных шинелях. Один из них взмахивал рукою, приветствуя собравшихся. Народ отвечал громовым "ура!", размахивали трехцветными национальными флагами. - Тот, который к нам ближе, военный... Рукою машет. Он Царь! Видишь? - пытался перекричать всех дед. Темное "авто" миновало уже парадное крыльцо гимназии. Защитные фуражки Царя и его спутника скрылись за откинутым тентом. Наташа видела удалявшиеся крупы жандармских лошадей, другие машины царскою эскорта, слышала, как новые "ура!" перекатывались, слабея, по улице. Шел первый час пополудни... Маленькая Наташа не могла знать всего, что в тот понедельник 8 декабря 1914 года происходило. Рязанская губерния была на военном положении уже с 24 июля 1914 года. Шла война с немцами. Государь возвращался из краткой осенней поездки по Кавказу, южным и средним краям России. Он хотел укрепить в народе веру в победу. Патриотические настроения среди населения оказались очень сильны. Рязанский губернатор Кисель-Загорянский, Камергер Двора Его Величества, получив известие о следовании Царского поезда через Рязань, тотчас сообщил о радостном событии населению, через газету "Губернские ведомости". Жители окрестных сел и деревень устремились в Рязань - встречать обожаемого Монарха и выразить Ему свои чувства преданности в тяжёлую для Отечества годину. По оценкам полиции, до 40 тысяч человек прибыли в город и присоединились к 39 тысячам жителей города Рязани. Колокольный перезвон Троицкой церкви, подхваченный всеми городскими церквями, оповестил о прибытии Императорского поезда к вокзалу (Рязань-1,единственному до 1917г.) ровно в 10 часов утра. Государь Николай II встречен был хлебом-солью руководством губернии и представителями всех сословий города. Вокзал и улицы Московская (Первомайский проспект), Соборная, Астраханская, где следовал Государь, украшены были национальными флагами, патриотическими транспарантами и "лампионами" иллюминации. Для почетного "шпалерного" коридора в пять верст по улицам следования, привлечено было до 20 тысяч "нижних" чинов из губернского гарнизона и до 15 тысяч гимназистов и учащихся школ и училищ. Наташа с дедом, поднимались еще на ступени гимназии, а Государь Николай II под ликующие клики счастливой толпы успел проехать к Рождественскому собору в Кремле. Встречен был епископами, преосвященнейшими Димитрием и Амвросием. И уже оканчивался краткий молебен. В двенадцатом часу пополудни, Царская машина подвезла Его к Духовной семинарии (ныне Десантное училище), где размещался 46-й сводный военный лазарет. Государь обошел раненых русских воинов, беседовал с ними и некоторых наградил Георгиевскими знаками отличия. Посетил склад теплых вещей в здании Дворянского собрания для больных и раненых воинов, присланных всей губернией. Государь следовал в лазарет, устроенный рязанским дворянством на Астраханской улице (р-н кинотеатра "Родина"), когда Наташа с дедом увидали Его. Рядом с Государем сидел губернатор. Затем, Государь посетил лазарет при Екатерининском обществе Красного Креста неподалеку и по Введенской улице (Либкнехта) направился к лазарету Всероссийского Городского Союза, устроенному при Салтыковской городской больнице на опушке Рюминой рощи (ныне им. Семашко). Корпуса больницы в 1912 году выстроил и оснастил ее оборудованием на свои деньги рязанский купец, почетный гражданин Рязани И.А.Салтыков. Николай II пожелал непременно увидеть этот щедрый дар городу. Царский кортеж миновал церковь Введения (разрушена, ныне здесь пл. Мичурина), мимо Рюмина пруда переехал р. Лыбедь по деревянному мосту и въехал в Рощу к больничным корпусам. Государь встретился с ранеными воинами, осмотрел новую больницу и остался доволен увиденным. Прибывшие И.А.Салтыков с супругой, поднесли Государю фотоальбом с видами корпусов больницы; за все Государь высказал им свое Царское "Спасибо!". Всего же в Рязани устроено было 15 лазаретов для воинов. Из Салтыковского лазарета Государь вернулся к церкви Введения и теми же, Введенской и Астраханской, выехав на Московскую улицу, направился к вокзалу. Во втором часу пополудни Императорский поезд отошел в сторону Москвы. Чудесный день кончился. Когда стемнело Наташа с дедом гуляли по ярко освещенной иллюминацией Астраханской улице. Особенно много красивых огней было на здании Дворянского собрания и Государственном банке. А после прежнего приезда Монарха Николая II, 8 мая 1904 года, вечером смотрители-фонарщики ходили вдоль Астраханской и, как бакенщики на р. Оке, возжигали трепетные керосиновые светильники. Стеклянные колпаки их приподняты были над тротуарами на специальных столбах. От Соборной улицы до Ямской заставы Астраханская угадывалась вереницей живых огоньков до утра. Электричество появилось на Астраханской улице в 1913 году. Пущена была городская электростанция постоянного тока напряжением 100 вольт и мощностью (вначале) 300 киловатт. Керосиновые двигатели и динамомашины станции установлены были в специально выстроенном здании на Болдаревской улице (ныне там 1-й хлебозавод).

Hosted by uCoz